slon_mordashka (slon_mordashka) wrote,
slon_mordashka
slon_mordashka

Виктор РАКОВ: "Еще так много не сделанного..."

Интересное, не тривиальное интервью азербайджанской газете (уже кстати не первое интервью с кем-то из Ленкома)
http://www.echo.az/article.php?aid=48813

- Мне приходится много общаться с актерами, и у каждого своя история прихода в профессию. Но основных линий две - либо желание возникло с детства, либо в жизни произошло событие, которое сподвигло. А как произошло у вас?


- Актером захотел стать уже в более осознанном возрасте. А желание выйти на публику появилось несколько раньше. Когда я был еще маленький, вся наша большая родня, от которой осталось очень мало людей, собиралась в 60-х годах на даче у мамы с папой, на 6 сотках, и, видимо, в силу своей наблюдательности я замечал, как ходит моя бабушка, с палочкой и в платочке, как она причмокивает и т.д. И в один прекрасный день появились родственники, я вышел в платочке и с палочкой и просто прошелся. На меня обратили внимание, все веселились и радовались не потому, что немного выпили, а потому, что я смог их развеселить, и было что-то похожее. Эти мои проходки и экзерсисы повторялись не раз, и бабушкин брат, мой двоюродный дедушка посоветовал мне стать клоуном. Мне это запало в душу, я всегда любил клоунов, в то время клоуны были очень хорошие, потом я все время это вспоминал. Я довольно много "обезьянничал" в классе, шутил, притворялся, в общем, примерял на себя все атрибуты, связанные с клоунадой, и классе в восьмом моя одноклассница позвала меня в студию при народном театре. Я пошел туда и прозанимался, наверное, месяца 3 или 4. Мы там играли какие-то отрывки, играли как могли и тогда, уже в начале 9-го класса появились мысли о том, что нужно выучиться, и все эти дурачества, наблюдения сделать профессией. Я даже не искал циркового училища, а сразу пошел в театральное. Хотя были какие-то амбиции, мне очень нравилось петь, и я прошел 1-й тур на музкомедию, в ГИТИС. Но потом решил для себя, что актеры тоже поют, и Бернес, и Боярский, и Караченцов. Со временем в этой профессии и я спою так, чтобы ко мне не было серьезных претензий. Ибо песня в исполнении актера отличается от исполнения профессионального вокалиста.

Помню, идет один из музкомедии, спускается со 2-го этажа и орет как резаный, я к нему: "что, мол орешь". А он в ответ, что все с музкомедии малость того, чокнутые (смеется). Я уж не стал с ним спорить, может, так у них положено, так принято.

Поступил я со второго раза, так как не был готов: чтобы понять это, мне хватило одного дня. В итоге, я пошел работать на завод, где работали папа, мама и брат, это был "почтовый ящик". В течение этого года я овладел профессией монтажника радиоаппаратуры и приборов и потихоньку занимался самоподготовкой в театральный институт. Проходил и технику безопасности и осознал, как работает P-N переход, и мою работу проверяла военная приемка, поскольку это было военное предприятие. А однажды я открыл радиоприемник VEF, посмотрел на качество пайки и ужаснулся. Если бы его принесли на военную приемку, возврат был бы гарантирован. Пайка должна быть минимальной и аккуратной.

- Ваш коллега по театру С.Степанченко сравнил актерский кураж перед выходом на сцену с колебательным контуром, который попал в резонанс. Но для каждого актера резонанс идет на своей частоте, на своей тематике. Какая тематика вам наиболее близка?

- Не знаю, как-то не задумывался на эту тему, знаю точно, что без куража невозможно спеть песню. Никакую. Что же до куража или драйва, это можно охарактеризовать как состояние непокоя, или возбуждение.

- Где играть легче - в театре, где видна реакция зала, или в кино, где, видя только объектив, приходится вслепую выполнять то, что говорит режиссер?

- Это два совершенно разных вида искусства. Действо, происходящее на сцене, идет без перерыва в течение двух с половиной или трех часов. А в кино, куда ни глянь, одни перерывы. Сейчас за съемочный день выработка от 5 до 15 минут полезного времени. Самое тяжелое и утомительное в кино - ждать. А в театре есть репетиции, прежде, чем мы выйдем на эти 2,5 часа, мы все отрепетируем, каждый в своей теме, в кино же нужен какой-то предварительный настрой на нужную волну. То есть плюсы и минусы есть и там, и там. Точнее, не плюсы и минусы, а разница между тем и тем.

Я недавно из Минска и Киева, в Киеве закончил сниматься у Краснопольского, а в Минске у А. Муратова, в "Алхимике". В свое время очень неплохо прошел фильм того же режиссера "9 неизвестных". Возвращаясь к кино - там существует такое понятие, как "крупный план". В театре этого нет.

- В выборе роли вы всеядны, как Абдулов, или избирательны, как Янковский?

- Я бы не назвал Абдулова "всеядным". Вот Янковский да, очень осторожно и аккуратно подходил к выбору предлагаемых ролей. А Збруев вообще не любит сниматься, мне он как-то сказал, что не понимает, как я заучиваю такие большие объемы текста. Ну, я говорю, что постепенно, в один день всего не выучишь. Тем не менее, Збруев сейчас не снимается принципиально. Я же вначале всегда читаю сценарий. Не заявку на сценарий, а именно сценарий. И от этого очень многое зависит. Если сценарий мне нравится, что бывает нечасто, то я очень аккуратно, постепенно проясняю, кто снимает, какая компания, всячески ухожу от кастингов, ибо считаю это неприличным, раньше за любые пробы людям платили деньги, а сейчас тратишь время, и неизвестно кто и что решит. А решают, как правило, продюсеры, и режиссер практически не может повлиять на выбор. Точнее, даже не продюсеры, а каналы-вещатели, заказчики. Хотя и Первый и Второй каналы меня знают, но "Вас хотят посмотреть с другими артистами", вот и приходится тратить от 4 до 6 часов вместо того, чтобы элементарно побыть с семьей. Как и любой труд, он должен быть оплачен, но почему-то не оплачивается.

- Как вы относитесь к тому, чтоавтор сериала либо сценария фильма принимает участие в пробах, мотивируя это тем, что когда пишет, то "видит" своих героев.

- А я считаю по другому: написал, получил деньги и пусть гуляет! Пусть пишет дальше. Написать - это одно искусство, другое же искусство - подобрать артистов. Если бы этот автор был Пушкин, Тургенев, или скажем Толстой, то да! Подумайте, что такого выдающегося написали в последнее время сценаристы? Есть ли что-то подобное картине "Летят журавли"? А видишь ли, надо им прийти на кастинг, да еще и иметь свое мнение. Есть такая профессия - режиссер, и находят ведь их не на помойке! Хотя их и развелось порядком (смеется).

- В продолжение темы - в одном из недавних интервью мой собеседник сказал, что театр - это в некотором роде обман зрителя, расстояние между сценой и конкретным зрителем многое нивелирует, пропорционально расстоянию. В то же время, находясь в 10 см перед объективом, соврать практически невозможно, зритель видит каждую морщинку и моментально почувствует фальшь.

- Это называется не "фальшь", а "мера условности". Фальшь видно и в театре и в кино. Но когда артист играет хорошо, как сейчас помню: Бабанова, которой было глубоко за 60, играла девочку, я готов был в это верить, и верил! Она убеждала, она брала с потрохами! Это называется актерское мастерство. А что до условности, так весь театр условен. В отличие от кино.

- В одном из своих интервью вы сказали, что хотели бы снять сказку.

- Любой профессии, и режиссерской в том числе, нужно учиться. Даже насмотревшись, как снимается кино, я не могу сказать про себя, что смогу за это взяться. Хотя у меня есть примеры, когда актеры уходили в режиссеры, например, Женя Серов, который снял сериал "Боец", Миша Шевчук, у которого я снялся в 3-х картинах. Когда Краснопольский с Усковым в 2000-х годах снимали первые серии "Сыщиков", Серов был то ли ассистентом на площадке, то ли вторым режиссером. Он уже тогда овладевал профессией и при этом довольно много снимался как актер. Он звал меня в "Боец", но надо было выезжать из Москвы, а в театре был разгар сезона. Минус театральных артистов в том, что они не всегда могут себе принадлежать, не всегда могут куда-то выехать, тем более на значительный срок. Но есть и плюс: они всегда в тренинге, в хорошей форме, в отличие от киноактеров, которые практикуют от съемок до съемок. А когда съемок нет, тогда некоторые бывают заняты на дубляже.

Мне, кстати, тоже предлагали снимать сериал. Но на сегодняшний день для меня важнее реализация себя не как режиссера, а как актера, не хочется распыляться. А с другой стороны, я хочу бюджетно поснимать какие-то короткометражки, и, попрактиковавшись, выйду на больший объем времени. Например, начать с 10 минут и выйти на полчаса. Не хочу ни от кого бы то ни было зависеть, а режиссеры сейчас сильно зависят от продюсеров, от каналов, в общем, там много всяких нюансов.

- Владеете ли вы навыками работы с программами нелинейного монтажа?

- Если будет необходимость можно попытаться освоить FinalCut. Пока же я занимался домашним видео, мне хватало более простой программы iMovie. Но FinalCut более профессионален, больше возможностей. Все можно освоить, было бы время. Я сейчас собираюсь в Америку, там можно найти хорошую камеру, которая по своим изобразительным качествам не хуже камер по 50000 долл., сама она стоит порядка 3000-4000 долл., надеюсь, приобрету. С артистами, проблем не будет, думаю, мои коллеги согласятся поработать. Или же проведем кастинг (смеется).

- Существует несколько постановок "Мастера и Маргариты", не сочтите за лесть, но самое лучшее впечатление на меня произвел фильм Юрия Кара. Прекрасный подбор актеров, точности даже в мелочах, там даже есть Чума-Аннушка, в отличие от сериала В.Бортко.

- Есть и еще один момент. Юрий Кара снимал "Мастера и Маргариту" на пленку. Вы понимаете, какая разница между съемкой на пленку и съемкой на "цифру". На пленке присутствует глубина, "воздух", а "цифра" - как выпуск новостей. Все получается довольно плоско.

Будучи еще студентом, находясь под впечатлением от сценического движения, мне хотелось снять какую-то драку, потом я придумывал и привязывал к ней сюжет. Все это снималось на пленку 2х8 мм. Затем, когда я уже был актером театра, моя первая жена подарила мне камеру "Красногорск", там съемка уже шла на пленку 16 мм. Ночами и в свободное время мы в театре отсняли капустник. Хронометраж был минут 10, а исходный материал составлял примерно минут 40. Спустя несколько лет мы снимали Новый 1986-1987 год, хотели сделать кинокапустник, придумали сюжет, очень много наснимали, и в итоге года 3 назад наш бывший актер, который был оператором на этом мероприятии, собрал все, что можно было, на DVD, вплоть до самых мелких и не вошедших эпизодов. На кинопленке и артисты выглядят по-другому, даже есть ощущение, что все хорошо играют (смеется).

- По следам ваших интервью: вы как-то говорили, что по ТВ предпочитаете смотреть новостные программы. Но подача новостей на каналах отличается. Какому именно каналу вы отдаете предпочтение?[/]

- Я смотрю и РЕН, и Москва-24, в общем, "листаю". Могу что-то посмотреть и на канале "Перец", смотрю "Дом Кино", "Культуру" смотрю, наверное, больше всего. Иногда "СТС".

[i]- У меня в интервью прослеживается впечатление от "Петербургских тайн". Уже были И.Ясулович, И.Агапов, С.Степанченко, теперь вы. И я не могу не поинтересоваться состоянием здоровья Николая Караченцова.


- Я давно не видел Николая Петровича. А некоторое время назад я снимался с Юрием Викторовичем Беляевым, он рассказал, что видел Караченцова, Николай Петрович его узнал, пытался общаться. Беляев сказал, что он выглядит намного лучше, чем несколько лет назад. Если это результат того, что его супруга активно им занимается и везде водит, так пускай! Юрий Беляев был очень позитивно настроен, вид Караченцова ему понравился.

- Сейчас на ТВ довольно много всякой продукции: в изобилии и третьесортный юмор, и слезливые мелодрамы, и сериалы на криминальную тематику. Режиссер В.Грамматиков высказал свою точку зрения, что вина делится пополам между каналом-вещателем, который всю эту музыку заказывает, и зрителем, который смотрит и тем самым обеспечивает рейтинги. Как по-вашему, когда с экранов начнет уходить ширпотреб?

- Лично моей вины в этом нет, да я всего этого и не смотрю. Я никогда не буду смотреть "Дом-2". Я не смотрю "Уральские пельмени", я не смотрю "Камеди Клаб", я не смотрю "Смеяться разрешается", я не охотник до всякой лабуды. Я изредка посматриваю, как работают мои коллеги на тех или иных сериалах и с ужасом думаю, неужели так можно существовать, на уровне текста. Ничего не играют, ничего не происходит, задействованы могут быть один-два профессионала. Еще раз повторюсь: все зависит от режиссера и продюсера. Но поскольку подобное уже снято, значит, кто-то это смотрит. Ну что с этим делать, я не знаю. Г.Панфилов как-то сравнил телевидение с топкой, а сериалы - с газетой, которая тут же сгорает, и нужно снова чем-то забить эфирное время. Вот и снимаются за 3 копейки сериалы с малоизвестными и вообще неизвестными артистами, которые потом представляются где-то как "звезда сериала". Заметьте, не звезда страны, а сериала. Более того, эти молодые артисты очень быстро находят в себе некий стержень, начинают по-другому себя вести и разговаривать, совершенно отрываясь от дня сегодняшнего. Они думают, что действительно что-то сделали, хотя не сделали ровным счетом ничего, только потеряли время. Хотя, может, их кто-то и убеждает, что они выдающиеся. И они верят!

- Традиционный вопрос: можете ли припомнить какие-либо розыгрыши, курьезные ситуации в театре либо на съемочной площадке?

- Это было на съемках "Петербургских тайн". Меня совершенно "расколол" в кадре Владимир Стеклов, естественно, потом этот эпизод пересняли. Суть вот в чем: когда мой персонаж, граф Каллош ловит Яна Владислава Карозича как шулера, идет его реплика: "Кто вы такой, что вам надо?", на что я отвечаю: "Мое имя - граф Шандор Каллош, и вам придется удовлетвориться этим". Секунда, и Стеклов отвечает: "Этим я удовлетвориться не могу". Гремит смех, я "уплыл". А он вообще ничего не должен был говорить. Пересняли.

Еще был случай на съемках у А.Муратова. Я спускаюсь в подвал, в котором никого не должно было быть. Горят свечи, я должен войти и спросить: "Кто здесь?". Каскадер, которого не видно, должен ударить меня сахарной бутылкой по голове, и я теряю сознание. Ну а пока вместо бутылки скрутили газету, у меня наколенники, маты, чтобы удобнее было падать, несколько раз отрепетировали, можно снимать. Принесли специальную бутылку, заказанную в Москве, товар штучный, две бутылки на два дубля. Клеится такая бутылка из двух половинок, и, в общем, она похожа на настоящую. Начали! Я вхожу: "Кто здесь?", и каскадер ка-ак дал мне по голове этой бутылкой! Я ничего сказать не успел, сразу свалился, сижу, шишку натираю. Потом спрашиваю у каскадеров: "Все ли бутылки такие увесистые?". Он говорит: "Раз на раз не приходится. Слава Богу, что не снимали второй дубль! (Смеется).

- Прочел о ваших предпочтениях за столом, цитирую: еда - картошка с селедкой и водка. Напитки - минеральная вода с лимоном, соки, водка, виски и пиво. Поделитесь секретом: как, потребляя такие высококалорийные продукты, можно находиться в прекрасной форме?

- Все зависит от того, как организм расщепляет алкоголь. У кого организм не справляется - тот спивается, у кого же все в порядке - тот держится. Я раньше очень любил пиво, люблю и сейчас, но не наше, ибо слышал, что там спирта больше, чем нужно, а вот был в Чехии на съемках "Трех мушкетеров" Сергея Жигунова, вот там я действительно попил пива с удовольствием, настоящее, хорошее, оно как хлеб, и от него не поправляешься. Поэтому, если и выпивать пиво, так только импортное, немецкое, чешское, в крайнем случае американское. В былые времена "Ячменного колоса", "Жигулевского" можно было позволить себе 5-6 кружек.

- Расскажите, как вы проводите досуг?

- Я немного занимаюсь живописью, раньше это было чаще, сложно бывает во время сезона, редко получается найти достаточное количество времени. Сейчас осваиваю технику кракелюра и с успехом применяю дома. Один раз попробовал - получилось, и это здорово! Следом за комодом пошли прикроватные тумбочки, еще есть комод в детской комнате. Еще у меня есть керамические работы, гончарный круг, который еще не полностью освоил, печка. Работаю, так сказать, пока по малым формам - пепельница, пуговицы, небольшие настенные рыбки.

- Часто ли вас посещает хандра?

- Раньше одолевало самоедство, думал о своей нужности, востребованности, кому и зачем... Думал о том, что есть какие-то люди, у которых возможностей больше, у которых меньше, и у которых совсем нет и вряд ли появятся, оттого, что кто-то просто ближе стоял с благам, а кто-то дальше. Кто-то родился раньше меня и кому повезло больше. А в общем, все это абсолютная ерунда. Как-то разговаривал с Колей Расторгуевым и услышал от него много хороших слов, в том числе одну перефразированную поговорку. В оригинале она звучит: "Под лежачий камень вода не течет", Расторгуев же сказал: "Под лежачий камень нам еще рано". По-моему, это очень хорошая перефразировка. Еще так много не сделанного!

Кстати говоря, помимо театра и кино мне довелось поработать над аудиокнигами. Мы писали "Записки сумасшедшего" и "Избранные места из переписки с друзьями" Гоголя, рассказы Булгакова, "Записки врача" Чехова, "Собака Баскервилей", "Капитан Немо", "Дубровский", в общем, было много чего интересного. Мне как-то позвонил Вадик Голутвин из группы "СВ", и поделился впечатлениями от Булгакова. Оказывается, разница между чтением и прослушиванием очень велика, появилось что-то новое, которое понравилось.

А на 50 лет я сделал себе подарок - собрал и записал диск со всеми исполненными мною песнями, в том числе и совсем новыми.

Кстати, я всегда тепло вспоминаю о Баку. В 1989 г. мы работали в вашем городе, и в номере своей гостиницы я увидел картину - пейзаж, горы. Спрашиваю у товарища, нравится ли картина, он отвечает, что не очень. Я назвал причину - там нет "воздуха". Купил какие-то краски, взял ту картину и дополнил, дорисовал. Если эта гостиница до сих пор существует, то, наверное, осталась и картина с моими доработками (смеется).

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments